Читательская грамотность выступление на педсовете

Читательская грамотность в начальном общем образовании. Читательская грамотность – интегративный компонент функциональной грамотности, совокупность умений и навыков, отражающих: • потребность в читательской деятельности с целью успешной. Вставить эту публикацию. Презентация "Читательская грамотность" выступление на педсовете. читательской грамотностью.

«Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»

Упражнение длится не более 30секунд. Затем останавливаем детей и начинаем третье упражнение. Теперь они должны читать медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста и переходят на незнакомую часть. Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо.

Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможности хватит на строчку. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 — 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится. Систематический замер и самозамер техники чтения.

Очень важно систематически замерять технику чтения. Это нацеливает детей на результат, помогает им видеть, насколько подросла скорость чтения. Недавно я узнала о том, как важно научить детей читать про себя. Когда детей на начальном этапе формирования навыка чтения заставляют читать громко вслух и акцент делается на скорости, то тем самым тренируется только операция озвучивания текста, но осложняется его понимание. Любой ребенок скажет, что читать молча проще, но детям этого делать не дают.

В итоге нередко происходит полное расщепление операций: дети обучаются бегло озвучивать тексты, абсолютно не понимая того, что они читают. При этом педагогическую проверку техники чтения учащиеся проходят без труда, и считается, что читать они умеют. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов.

Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. Личностно-ориентированная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Особенностями этой технологии являются: Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Один из приемов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это:.

Каштаны уже развесили зеленые тряпочки,- новые, еще сморщенные листочки. Вдали забелела стайка берез. Мы обогнули зеленую полянку и пошли к голубой воде». Пособие «Частослов». Для успешного формирования читательской грамотности, необходима отработка автоматизации чтения, навыков техники чтения, ритма чтения. В пособии подобраны 1000 наиболее часто встречающихся слов, в том числе с трудными буквосочетаниями.

Читаем по горизонтали либо по вертикали. Прочитывая строки и столбцы, ребенок отрабатывает необходимые навыки техники, скорости, ритма, чтение идет намного легче. Соответственно, ребенок понимает текст лучше. Чтение текста с картинкой, заменяющей ключевое слово в предложении. Это могут быть сказки, рассказы о школьной жизни, о домашних животных, и прочие. Прочитывая, ребенок вдумывается в смысл всего текста. Нужно не только вспомнить название картинки, но и произнести слово в нужном роде, числе, падеже. То есть, это осмысленное чтение, которого мы формируем.

Пособия для детей с особыми потребностями. Автор пособий Наталья Коняхина г.

На уроках я также использую метод проектов, защита презентаций, создание и демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности, связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности. Данные методы помогают учащимся интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы. Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика начальной школы.

Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды — замечательные, достойные восхищения, яблочки ключевые компетенции, т. Дерево — функционально грамотная личность Яблочки — ключевые компетенции Лейка — учитель для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т. Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного образования, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь. Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.

Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Литература: 1.

Архипова Е. Волина В. Занимательное азбуковедение. Просвещение, 1994. Мельчук О.

Каражал Статья «Формирование читательской грамотности в начальной школе — основа успешности дальнейшего обучения и подготовки к жизни» 4. Селюнина Н. Серебрянск, ВКО 2012г. Пинская М. Может ли школа повлиять на уровень читательской грамотности младших школьников?

Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования Методическая разработка на тему «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» МДОУ «Детский сад комбинированного. Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» р. Дергачи Доклад на тему: «Реализация принципов преемственности. Консультация «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» Два мира — одно детство. Мир детства — это в первую очередь.

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования. Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования» Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение воспитанников из дошкольного детства в мир учения, в школу. При этом учение. Вопрос преемственности между дошкольным и начальным звеньями рассматривается. Преемственность дошкольного и начального уровней общего образования О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время.

Методы и приемы формирования читательской грамотности

Предлагаются способы формирования читательской грамотности обу-чающихся: учебные ситуации и система вопросов. Даются рекоменда-ции по анализу и самоанализу урока в аспекте формирования чита-тельской грамотности обучающихся. функциональной грамотности обучающихся: теория и практика» для административного звена по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста». Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы». Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ. Тема педагогического совета: «Формирование читательской грамотности как условие повышения результатов обучения». Повестка 1. Анализ учебно-воспитательной работы за 3 четверть. (классные руководители 2-9 классов, заместитель директора по УВР Тирских О.И).

Презентация - Эффективные приемы по формированию читательской грамотности

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего — «знатока», а потом задать ему вопросы участвуют все желающие.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ тонкие вопросы , и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные толстые вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов 1 Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете думаете …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…?

Что, если…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …?

Согласны ли Вы…? Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Слайд 15 Описание слайда: 2. Игровая технология 2. Игровая технология -Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока.

Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с не сплошными текстами. Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими». К не сплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы кластеры , географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.

Стратегии работы с текстом. Стратегии работы с текстом — «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным».

Стратегий работы с текстом достаточно много, о них можно прочитать в статье Н. Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии. Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат.

Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание — прочитать текст. По технологии профессора Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,- о чем тот должен сказать вслед за этим.

Рефлексия и подведение итогов. Мониторинг техники чтения в образовательной организации, сравнение с результатами региона и в целом по стране. Низкий уровень семейного чтения — один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения — серьезный и важный этап работы школы. Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это, бесспорно, актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами. Говоря о формировании навыков чтения в рамках введения ФГОС, необходимо помнить, что «целью обучения чтению сегодня является воспитание компетентного читателя, который будет читать всю жизнь.

Такой читатель может поставить для себя задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста». Список литературы: 1. Кузьмин Е. Кузьмин, А. Кузьмин, Е. Сметанникова, Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. Чтение и грамотность.

Сделайте вывод о главной мысли. Задайте ребёнку вопрос, как его личное представление дополнило главную тему. Сделайте разбор слова по принципу сиквейна короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Например, «сказка»: Имя существительное, выраженное одним словом: сказка. Описание темы двумя именами прилагательными: волшебная, бытовая.

Описание действия тремя глаголами: читать, пересказывать, учить. Фраза, выражающая отношение автора к теме: сказка — ложь, да в ней намек. Слово-синоним: фантазия, выдумка. Тренируйтесь на любом повествовательном тексте. Определяйте, о чём пойдёт речь в произведении.

Текст нужно читать по частям. После каждой части ребёнку нужно сделать предположение, как дальше будет развиваться сюжет. Задача учителя или родителя: разделить текст на части. Читайте также: «Толстой с Достоевским подождут». Эксперт по детской литературе — о том, как помочь ребёнку полюбить чтение Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга.

Он ярко и точно передаёт суть повествования — это рассказ о том, что произошло, случилось. Составьте для ребёнка ряд вопросов к тексту. Ребёнок должен подготовить ответы. Вопросы и ответы могут как в прямой форме, так и в косвенной, так как это даёт возможность анализировать и рассуждать, опираясь на собственный опыт. Лучше всего тренироваться на новом материале.

Составьте упражнения для новых материалов. Например, при изучении Пушкина ребёнок составляет таблицу: вписывает то, что уже знает о Пушкине и его произведениях, что узнал нового, какие его стихи и что хотел бы узнать. Это предполагает выход за рамки урока и изучении дополнительной информации. Проведите «мозговой штурм».

План работы педагогического коллектива по формированию читательской грамотности

На этой странице вы можете посмотреть и скачать Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций". Данную статью можно использовать для доклада на педсовете, для выступления на школьном и районном методических объединениях учителей начальных классов. • Он должен помнить, что результат его работы заложен в тех материалах, с которыми он пришел на урок, а также в материалах, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку. • Важно задать вопрос: Какие задания работают на формирование читательской грамотности?

Презентация "Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся"

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Приёмы формирования читательской грамотности. Рюмин Ян Станиславович, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Комментарии

  • Презентация "Читательская грамотность" выступление на педсовете
  • Вы точно человек?
  • Вы точно человек?
  • Навигация по записям
  • Похожие презентации
  • МАСТЕР-КЛАСС «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»

Презентация "Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся"

ОЭСР 2030. Основные направления формирования функциональной грамотности. • Математическая грамотность • Читательская грамотность • Естественнонаучная грамотность • Финансовая грамотность • Глобальные компетенции • Креативное мышление. «Совершенствование навыков читательской грамотности на уроках английского языка в условиях профильной гимназии». Цель исследования: рассмотреть и теоретически обосновать процесс формирования читательской грамотности у младших школьников Задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.

Гончарик А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. При закреплении изученного материала: «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает. После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков по горизонтали или вертикали. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву на доске. Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст.

В конце определяются лучшие знатоки.

Слайд 3 В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Слайд 4 Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. Слайд 5 У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя. Слайд 6 Представление о читательской грамотности, как об одном из планируемых результатов начального образования, ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике. Технология критического мышления. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. Слайд 7 Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы: Приём — «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Приём «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. Слайд 8 Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Слайд 9 Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст.

Обсуждение плана произведения. Какой эпизод самый важный? Почему вы так считаете. Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить? Составьте свой вариант «Экскурсии по произведению». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично. Список тем произведения Каждый учащийся выбирает одну из тем для обсуждения.

Готовит её для обсуждения, учится защищать своё видение текста. Следуйте за персонажем произведения Дайте наиболее полную характеристику основному герою книги. Нарисуйте схему пути его передвижения. Черты характера героев. Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Подтвердите своё мнение эпизодом из произведения. Сопоставление Сопоставительный анализ портретов и поступков героев. Цитаты Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из произведения.

Загадки Проверка знания читателем текста произведения. Доклад Фактуальный информационный текст, не содержащий личностных оценок. Рецензия Субъективный анализ текста. Мнение о тексте. Присутствуют оценочные характеристики в каждом пункте. С 7 класса школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. При формировании читательской грамотности у старших школьников эффективно используются следующие методы: Метод творческого чтения Цель и специфика этого метода заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами искусства художественных переживаний, художественных склонностей и способностей школьников. Чтение художественного текста качественно отличается от чтения научного или публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность.

Этот метод не сводится лишь к буквально понимаемому слову «чтение»; он находит выражение в разных методических приемах учителя. Назовем некоторые методические приемы: выразительное в идеале - художественное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельные сцены из пьес в исполнении актеров в грамзаписи, по компьютеру, телевизору ; обучение выразительному чтению учащихся; чтение учителем художественного текста с комментариями комментированное чтение и его краткое слово, имеющее целью облегчить правильное и возможно более глубокое, эмоциональное восприятие произведения; беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения; постановка на уроке проблемы художественной, нравственной, общественно-политической , вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения. Эвристический метод На этой ступени основным изучаемым материалом остается художественное произведение, но более углубленный анализ его неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе в зависимости от программы данного класса, возраста, развития учащихся. На этой ступени углубляется первоначальное эмоциональное восприятие школьников, стимулируются их интеллектуальные усилия. Освоение произведения, его анализ обычно связаны с разрешением художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять свои размышления в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. Эвристический метод способствует усвоению школьниками методов анализа литературного произведения в доступном им объеме , понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса. Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний. Для эвристического частично-поискового метода характерны следующие приемы: построение логически четкой системы вопросов по анализу текста художественного произведения, по критической статье, по теоретическим или историко-литературным вопросам , которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, должна не только привести учащихся к самостоятельно добытым знаниям, но и раскрыть пути, методы приобретения этих знаний; построение системы заданий по тексту художественного произведения или по критическим статьям задания выполняются устно или письменно ; постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися, проведение диспута.

Исследовательский метод Цель исследовательского метода - раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Исследовательский метод близок к эвристическому по наименованию и по функциям. Отличие их заключается в следующем: при эвристическом частично-поисковом методе учитель ставит частные задачи и в значительной мере направляет поиск учащихся; при исследовательском методе школьники, уже овладевшие приемами работы, самостоятельно решают более сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся знания к конкретному новому материалу и высказывать свои обоснованные, доказательные суждения. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Деятельный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-6 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами таблицами, схемами, объявлениями, и т. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи название граф, таблиц, цвет, шрифт. Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации. Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельного подхода принципам деятельности, психологической комфортности, вариативности, принципу творчества и т.

Моделировать работу групп можно различными способами. Пример групповой работы с текстом на уроках русского языка при выполнении уровневых заданий. Начать работу можно с предложения учащимся предположить по названию, о чем данный текст.

Доклад мастер – класс по теме «Формирование читательской грамотности в младшем звене»

Во время использования современных технологий человеку необходимо получить и обработать много информации понять, интерпретировать, осмыслить , поэтому успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Поэтому актуальность темы «Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К компетенций» очевидна. В основе этих компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений: 1 умение найти и извлечь информацию из текста; 2 умение интегрировать связывать и интерпретировать толковать прочитанное; 3 умение осмыслить и оценить прочитанное. Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях. Задание 2 Какое утверждение противоречит содержанию текста? Задание 3 Определи последовательность картинок, согласно содержанию текста. Задание 4 Составь 5 вопросов «Почему?

Какая проблема описана в тексте? Выпиши слова, подтверждающие твой выбор.

Текст разделяется на части предложения, абзацы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Как же должна быть организована работа по обучению чтению на уроках русского языка? По мнению методистов, следует обучать определенному виду чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому. Ставя перед учащимися задачу прочитать тот или иной текст, учитель должен максимально ее конкретизировать, исходя из тех функций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности: читать, чтобы знать познавательная функция ; читать, чтобы уметь регулятивная функция ; читать, чтобы получить эмоциональное наслаждение ценностно-ориентационная функция.

При обучении русскому языку используются тексты с высокой информативной насыщенностью, в которых почти все положения относятся к основным и одинаково важны для понимания. В первую очередь, это тексты определений лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки. При работе с ними необходимо использовать изучающее чтение. Этот вид чтения необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить. Второй вид чтения — ознакомительное. При данном виде чтения цель читающего — познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются.

Ознакомительное чтение используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное, несущественное. Укажите, где можно использовать эти сведения; укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему диаграмму, анкету и др. Целью просмотрового чтения является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Читателю важно узнать, есть ли в тексте интересующая его информация или нет, поэтому полезна установка «о чем сообщается», а не «что сообщается». По мнению Л. Вьюшковой, начинать обучение просмотровому чтению лучше при знакомстве с учебником. Данный вид чтения формируется и при знакомстве со словарем.

Прежде чем начинать работу со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1 название словаря, 2 его авторы, 3 принцип расположения слов, 4 план построения словарной статьи. Поисковое чтение — это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Стратегии читательской деятельности на каждом из этапов Для того чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, умению управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить общий подход к обучению чтению текста.

При традиционной методике обучение чтению текста складывалось из следующих этапов: чтение текста, ответы на вопросы, упражнение на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря, обсуждение прочитанного. Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации. Изменения стратегии в читательской деятельности в знаниевой парадигме обучения традиционная методика обучения чтению и в системе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения инновационная методика представлены схематично на рисунке3. Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой собственно чтения и послетекстовой часто в парах. Рассмотрим первый этап стратегии — предтекстовая деятельность. В традиционной методике на этапе предчтения текста уделялось внимание контролю понимания прочитанного, а предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания о замысле автора.

Учитель, реализуя на данном этапе работы с текстом такие стратегии, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», прием «Инсерт», способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста. Рассмотрим метод «Инсерта» как предтекстовую стратегию читательской деятельности. Данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами, и целью такой работы является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Эту работу с учащимися ведут учителя- предметники. Что объединяет учителей, преподающих разные предметы? Конечно, работа с текстом. Именно разнообразные виды текстов являются основой любого учебника и источником познания для обучающихся. Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Один из основных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста, о которой могут свидетельствовать такие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия содержания текста и его формы. К основным навыкам читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика относятся: — 1—6 классы — выделение основной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; — 7—8 классы — разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; — 9—11 классы — конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Читательская грамотность — это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. У развитого читателя сформированы две большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Текст может быть двух типов: сплошной описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция и несплошной содержать различные виды изображений иллюстрации, схемы, таблицы, графики, карты. Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. Важным является и использование текстов разных по стилю: научных, деловых, художественных, публицистических и других. Возможность работы с ними школьник получает на занятиях по разным предметам. Особую роль выполняют предметы гуманитарного цикла, в частности уроки русского языка и литературы, так как текст здесь является содержанием многих категорий языкознания.

О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы

Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои — прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста, по мнению Л. Выготского, нужны произведения, которые «учат их удивляться». Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень важна: из удивления рождается интерес, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. Чтение для ребенка — большой труд. Важно, чтобы начинающий читатель видел, понимал результат этого труда. Так же стоит отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным, твроческим соучастником этого процесса. Сделать это может только компетентый, вдумчивый педагог. Список литературы 1. Доскарина Г.

Доскарина, А. Ефимова О. Развитие читательской грамотности младших школьников. Коконова Е. Коконова, Т. Бакулина Г. Загашев И.

Личное наблюдение -- На форумах, в чатах и т. А всё равно очень много вопросов, которые повторяются каждый день... В педагогических чатах ФКР в вк и телеграме полно педагогов с низкой ЧГ -- Если только невнимательность, но в нашем ритме это допустимо -- Педагоги не могут правильно истолковать сообщение от директора в рабочем чате, не понимают смысл приказов и распоряжений, не могут использовать инструкции -- В большей степени за редким исключением проявляется у молодых специалистов -- Встречала. Педагог неверно трактует прочитанные документы, рекомендации, методические разработки. Но связываю это с низким уровнем мотивации педагога разобраться с текстами, либо педагог не владеет лексикой, используемой в текстах, в силу возраста или иных индивидуальных особенностей. Что делать??? Послушаем предложения самих педагогов: 4. Читать художественную литературу. Внимательно слушать собеседника, внимательно читать тексты, если хочешь ответить на вопрос или вступить в диалог в чате. Не комментировать и не задавать вопрос, пока несколько раз не изучишь текст. Если не получается с п. Рассолова Татьяна Борисовна, русский язык и литература, г. Великие Луки Псковской обл. Проводить вебинары с конкретными примерами, предлагать приемы и методы по развитию читательской грамотностью у педагогов. Другова Елена Владимировна, учитель начальных классов, Челябинская область, город Златоуст Чтение книг, статей, вычитывание документов утром, на свежую «голову», тогда информация воспринимается лучше. Согласна на указание Ф. Какие приёмы существуют, чтобы создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой? Уставший педагог становится менее внимательным. Посильная нагрузка обязательна. А далее знакомить педагогов с разными типами чтения, разными стратегиями чтения и разными типами текстов. Провести мастер-классы по обмену опытом. Рыжова Татьяна Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, г. Юрьевец, Ивановская область В нашей школе мы раз в триместр заполняем отчёт, в котором в том числе есть графа - "какие новые книги мы прочитали за текущее время". Как вы понимаете, это не моё предложение, а нашего директора, но оно вполне соответствует моему мироощущению. Можно не указывать. Но я, Тишкова Екатерина Геннадьевна Больше времени уделять чтению, участвовать в конкурсах педагогического мастерства, проектах, так как любые проекты способствуют совершенствованию ЧГ. Будзинская Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, Омская область. Общее обсуждение книг прочитанных, работа ШМО, организация лектория Гришина Лидия Сергеевна, география, Рязанская область Прохождение очных курсов Чаще проводить педсоветы и мастер-классы с использованием элементов смыслового чтения. Мне очень нравиться приём "Лови ошибку", который можно использовать не только с детьми, но и с педагогами. Юсупкина Наталья Васильевна, республика Марий Эл, учитель математики Можно предложить совместные обсуждения каких либо произведений, как это предлагалось в чате. Книги читать нужно художественные, рассказывать о прочитанном. Голубева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, Самарская область, г. Бийск Алтайского края Педагогические мастерские, курсы-треки по повышению читательской грамотности Валькова Г. Силой мало что изменишь. А вот проводить совместные мероприятия, куда приглашать учеников и педагогов, на которых либо будут обсуждаться вопросы по прочтению какого-то материала или викторины, ответы на которые можно узнать после прочтения конкретного произведения, -это вполне может стимулировать педагогов, чтобы не оказаться в смешном положении. Демешко Екатерина Валерьевна. Биология и технология. Саратовская область. Читать художественную литературу, не связанную с педагогической деятельностью напрямую; иметь сводное время и желание читать; делать в прочитанном пометки простым карандашом, выделять главные моменты и интересные цитаты. Карпухина Светлана Сергеевна, г. Калуга Посоветовала бы готовиться к урокам. А то, что пишут на доске, просто перепроверять Романкевич И. Учитель истории. Нытва Пермский край Чтение с карандашом, составление опорных схем по прочитанному, чтение по определенному плану, составление вопросов "себе", "к себе" по прочитанному тексту, возвращение к прочитанному через некоторое время с другой целью. Удот Алексей Алексеевич, учитель математики, Ростовская область Снизить отчетную нагрузку. Дать хотя бы возможность читать Югай Ольга Мавриковна, английский язык, Республика Крым Учиться отделять зерна от плевел ,т. Шахова Т.

Здоровьесберегающая технология Неотъемлемой частью работы учителя является применение здоровьесберегающей технологии, которая позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. Личностно-ориентированная технология На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Особенностями этой технологии являются: Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Один из приемов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе. Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это:.

Паустовский Подчеркни название текста. Раздели слова на слоги, поставь ударение: ласточки дым нежное дожди Какие бывают дожди? Запиши ответ. Оцени себя!!! Работа 2 1. Напиши название. Моя мама — артистка. Она не только работает в театре, но и выступает по радио и по телевизору. Однажды её театр был в Иркутске. Каждый день мама выступала на концертах или была занята в театре. Она очень устала, и папа сказал, что ей нужно отдохнуть. Папа купил маме путёвку в дом отдыха на юг. Она отдыхала на юге месяц. Папа и я жили в Москве одни. Папа покупал в магазине мясо, хлеб, овощи и готовил обед. Я помогал ему. Вечером я готовил уроки, потом мы смотрели телевизор или играли в шахматы. Воскресенье мы проводили очень весело. Мы ходили на стадион и с удовольствием смотрели футбол. Папа любит футбол, и я тоже люблю, а мама не любит.

Похожие статьи

  • «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов» — Время Развития
  • Презентация "Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся"
  • Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся
  • МАСТЕР-КЛАСС «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»

⭐ Возможно вас заинтересует

  • МАСТЕР-КЛАСС «Читательская грамотность– основа функциональной грамотности дошкольника….»
  • Аннотация к презентации
  • Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
  • Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий